Разное

К какому литературному типу относится Антон Городецкий из «дозорного» цикла Сергея Лукьяненко — сверхчеловек или «лишний» человек?

Дмитрий Быков
>50

Если рассматривать 2 основных сюжета — условно сюжет фаустианский и трикстерский, то мне кажется, что у него больше фаустианских черт. Он ни в какой степени не трикстер. Но тут, понимаете, как между двумя частями «Фауста» есть определенный зазор между разными частями повествования об Антоне Городецком. Первые два «Дозора» рисуют нам, в общем, неофита. А дальше, в продолжение этого дела, когда он становится все более и более авторитетным магом, он переходит в другое качество.

Первым романом такого плана в новой российской прозе был «Альтист Данилов», где альтист Данилов в своей человеческой ипостаси одно, а в демонической — совершенно другое. Поэтому Антон Городецкий, как мне кажется, все более утрачивает бытовые и вообще человеческие черты. Жизнь ему все менее дорога. Он перемещается в какую-то другую парадигму. Эта же история с «Черновиком и чистовиком». Там герой, сделавшись смотрителем портала, неслучайно был стерт из земной жизни.

Мне кажется, в жизни, когда вы по-настоящему погружаетесь в профессию и достигаете в ней некоторых высот (а это абсолютно фаустианская тема — у трикстера нет профессии), когда вы уходите в профессию, вы немного стираете себя из реальности, немного перестаете быть человеком.

Меня тут спрашивают, как я отношусь к «Призрачной нити». Это, в общем, очень неплохой фильм. Чего я буду его хвалить? Это фильм, в котором и режиссер, и главный актер уже давно классики. В общем, она — об этом, «Призрачная нить». Она чрезвычайно нравится мне тем, что она, по сути дела, содержит автоописание. Совершенно явно и актер, и режиссер видят себя до некоторой степени канонизированными фигурами, уже перешедшими в какую-то другую ипостась, в какое-то новое измерение.

Трагедия здесь в том, что если женщина любит Мастера и хочет, чтобы Мастер ей принадлежал, ей придется либо смириться с тем, что он всегда будет где-то ещё, либо с тем, что он утратит дар. Потому что утрата дара — это, к сожалению, неизбежный путь для человека, пытающегося остаться человеком.

Житинский, который много занимался рассмотрением этой коллизии отчасти на собственном примере, потому что он был очень одаренный художник. Но он хотел остаться человеком и в какой-то момент решил остаться человеком. Мне кажется, что после романа, после «Потерянного дома», когда он собирался писать второй роман, «Год дракона», и он уже был придуман на две трети, он не сделал какого-то важного шага и 12 лет молчал, занимаясь чем угодно, кроме литературы: записками рок-дилетанта, интернет-делами, издательством, организацией круизов, сочинением таких сценариев, как роман «Фигня», например, который предполагалось осуществить силами бит-квартета «Секрет». Роман и сам по себе неплох, но это прикладная функция.

Он вернулся к литературе незадолго до смерти, когда написал «Плывун» — продолжение «Лестницы», или «Спросите ваши души». Тогда он недвусмысленно — и в этой повести, и часто мне в общении — говорил, что он выбрал человеческое. Бывают люди, которые выбирают человеческое. Но бывают и те, кто, как в «Вита ностра», отрываются от человеческого до конца и превращаются в какую-то другую сущность.

Я тоже очень хорошо знаю по себе этот конфликт, но я, естественно, не буду здесь говорить о себе, потому что какой выбор я сделал, мне до сих пор ещё самому не вполне понятно. Но очень долго, очень глубоко уходя в свое дело, ты конечно утрачиваешь какие-то связи с людьми и миром. Это не значит, что ты перестаешь подчиняться обычным человеческим законам, нет. Но ты перестаешь интересоваться очень многим — в том числе и другими людьми. В известном смысле ты выбираешь одиночество.

Насчет любви — здесь сложно. Мастеру повезло, но тоже, мне кажется, Маргарита в какой-то момент стала для него менее интересна, чем роман о Пилате. Она из вдохновительницы, из музы превратилась в слушательницу. А это совсем другая история.

😍
😆
🤨
😢
😳
😡
Напишите комментарий
Отправить
Пока нет комментариев
Дмитрий Мережковский, «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи»
Какая тонкая конструкция души у Дмитрия Быкова! Превозношу его!!!
24 июня, 09:04
Как вы относитесь к мысли, что Михаил Салтыков-Щедрин был неудавшимся чиновником?
Вопрос был задан хороший,а ответ - сплошное словоблудие.
20 июня, 07:52
Какие произведения Томаса Манна вы посоветуете почитать?
Второй год мучаю "Волшебную гору"Ужас,и просвета не видать!)Хорошо ещё что в варианте аудиокниги!!
18 июня, 14:15
Как вы относитесь к творчеству Марка Алданова?
Спасибо.Полностью с Вами согласен.
18 июня, 14:13
Что вы думаете об оккультизме? Как это учение может повлиять на человека?
Крутой анализ, спасибо!
09 июня, 19:32
Мог ли Михаил Булгаков получить Нобелевскую премию?
"должна проходить на глазах Запада" Ну, вперед и с песней, может заметять и вам тоже вручат такую премию ;-)
25 мая, 08:04
Не кажется ли вам, что в фильме Пьера Пазолини «Сало» выведена не настоящая элита той эпохи?
Кстати, по поводу этой картины как ни странно, сходились мнения у Валерии Ильиничны Новодворской и Лимонова,…
22 мая, 22:39
Какую литературы вы могли бы посоветовать о молодежных группировках, демонстрирующихся в…
А где эту "Банду" Сола Юрика купить или прочесть то можно? Нигде не нашёл на русском языке. Её вообще переводили?
18 мая, 08:17
Что вы думаете о творчестве Александра Амфитеатрова?
Дмитрий, мне симпатична Ваша "неожиданная вещь". Вы тоже очень забавны. С уважением, монахиня Николая…
06 мая, 13:56
Что вы думаете о творчестве Мишеля Уэльбека?
Из прозы Уэльбека хороший перевод был Платформы у Ирины Радченко, остальное очень пресно.
04 мая, 11:49